Стихи о России

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924 гг.)



Брюсов Валерий Яковлевич




И ляжем мы в веках, как перегной,
Мы все, кто ищет, верит, страстно дышит,
И этот гимн, в былом пропетый мной,
Я знаю, мир грядущий не услышит.





Русский поэт, драматург, прозаик, литературный критик, переводчик. Один из основоположников русского символизма.

Валерий Брюсов родился 1 декабря (13 декабря) 1873 года в Москве в доме Херодиновых по Милютинскому переулку. Семья Брюсовых была купеческой, среднего достатка. Валерий был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина (фамилией деда Брюсов подписывал некоторые свои сочинения). Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов, сочувствовал идеям революционеров-народников, публиковал стихотворения в журналах.

Для воспитания Брюсова в дом приглашали учителей и гувернанток. Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу.

С одиннадцати лет Брюсова отдали учиться в частную гимназию Ф.И.Креймана, причём сразу во второй класс. В 1890 году окончив частную гимназию, юноша поступил в шестой класс известнейшей в Москве гимназии Л.И.Поливанова. В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Еще в юношестве начал писать свои первые стихотворения. Самые ранние стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году.

Все более ясным становилось желание Валерия Брюсова целиком посвятить себя литературному творчеству. В конце 1892 молодой Валерий Брюсов знакомится с поэзией французского символизма - Верлена, Рэмбо, Маларме, - оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество. Восхищаясь Верленом, Брюсов в конце 1893 года создаёт драму «Декаденты. (Конец столетия)», в которой рассказывает о недолгом счастье знаменитого французского символиста с Матильдой Моте и затрагивает взаимоотношения Верлена с Артюром Рембо. С 1894 по 1895 поэтом составлены сборники стихотворений «Русские символисты». В 1895 году издается его книга «Шедевры». Творчество Брюсова на данном этапе характеризуется стремлением уйти от действительности в лучший мир.

В 1899, окончив университет, полностью отдается литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Валерий Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904-1909), лучшего журнала русского символизма.

Наконец для Брюсова в биографии наступает этап, когда его признают критики, он становится великим поэтом (после выхода в свет книги «Третья стража»). В 1900 вышла книга «Третья стража», после которой Валерий Брюсов получил признание как большой поэт.

В 1903г. Брюсов выпускает в свет книгу стихов «Urbi et orbi» («Граду и миру»). Книга эта относится, вне сомнений, к вершинам его творчества. В неё вошли стихи, написанные за последние три года. По широте мыслей, по каналу страстей, по разнообразию стиховых размеров книга выдвинула В. Брюсова в ряд крупнейших поэтов своего времени.

Во второй половине 1890-х годов Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности — с К. Д. Бальмонтом (знакомство с ним относится к 1894 году; вскоре оно перешло в дружбу, не прекращавшуюся вплоть до эмиграции Бальмонта) стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году С. А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства».

В годы первой мировой войны отправившись на фронт от одной из самых распространенных газет «Русские ведомости», Валерий Брюсов публикует большое число корреспонденций и статей, посвященных военным вопросам. Патриотический угар быстро проходит, война все больше предстает Брюсову в своем отвратительном обличии. У него возникают острокритические стихи (“Орел двуглавый”, “Многое можно продать..” и др.), которые, естественно, остаются тогда ненапечатанными.

По совету Максима Горького, к нему в 1915 году обратились представители Московского армянского комитета с просьбой взять на себя организацию и редактирование сборника переводов армянской поэзии, охватывающего более чем полуторатысячелетнюю ее историю. В 1916 году вышел сборник «Поэзия Армении», большая часть переводов в котором была выполнена им. По сути дела, это было первое знакомство русского писателя с историей армянской поэзии от народных песен до современности. Роль Брюсова в пропаганде армянской культуры не ограничилась этим. Валерий Брюсов выпустил также обширный труд «Летопись исторических судеб армянского народа», был автором ряда статей, посвященных деятелям армянской культуры. Все это принесло Валерию Брюсову высокое признание. В 1923 году ему было присвоено почетное звание народного поэта Армении.

Февральскую революцию поэт принял безоговорочно - выполнял различные чиновничьи функции, читал курс лекций в университете Шанявского. Одновременно готовил собрание своих сочинений, а также полное собрание стихов и поэм Э.Верхарна, с которым был дружен. Однако, усталость духовная и физическая, стали все чаще напоминать о себе. Поэт стал терять прежние ориентиры - нет символизма, что делать дальше - неизвестно.

Октябрьскую революцию поэт приветствовал и решительно встал на сторону Советской власти. В 1920 году он вступил в партию. В этот период Брюсов последовательно занимает ряд должностей в Наркомпросе, работает в Госиздате, читает курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, теории стиха и латинскому языку в Московском университете. В 1919 году становится председателем Всероссийского союза поэтов, ректором и профессором Высшего литературно-художественного института (1921), созданного по его инициативе. Одновременно Брюсов работает над новыми сборниками стихов, лучшим из которых стал «В такие дали» (1921).

9 октября 1924, не дожив до 51 года, Валерий Брюсов умер в Москве от тяжелого воспаления легких.